Печать
| Эксклюзив |
Просмотров: 10409
0 Плохо0

Любую рукопись, если только автор не пишет "в стол" для собственной души или для вечности, делают с оглядкой на будущего читателя. Порою бессознательно. Это естественно - для него и работаем. Вопрос лишь в том, чтобы от естественного желания понравиться не скатиться к "чему изволите?", особенно если читатель не просто покупатель на свободном книжном рынке, а твой идеологический заказчик и финансовый спонсор.


Удивительно беден наш книжный рынок на красочные фотоальбомы об Украине. Считанные издания с безумными ценами есть на нем. Одно из самых "дешевых" - украино/англоязычном альбом "Украина" за 80 гривен. Он вышел в свет в Государственном специализированном издательстве "Днiпро" и Центре украиноведения Киевского Национального Университета им. Т.Шевченко под руководством Владимира Сергийчука. Альбом посвящен 10-ти летию независимости Украины. Учитывая особый статус издателей, книгу можно считать отражением официальной точки зрения на историю и современное положение Украины.

Полиграфия, скажем прямо, великолепная, книгу с таким товарным видом не стыдно вывезти за рубеж. Более того - она откровенно ориентирована на экспорт, на чтение глазами иностранцев, которые ничего не смыслят в наших делах. Но это уже к вопросу о содержании... Впрочем, все по порядку.

"Перед Вами необычное по замыслу издание, - говорится в обращении к читателю, - оно освещает не только последние 10 лет, а весь исторический путь к державности". Что по мне, так ничего необычного в таком замысле я не вижу - нормальный подход при выпуске сувенирно-туристического издания. Но издание действительно "необычно" - подобного нагромождения фальшивок и передергиваний фактов трудно отыскать даже в наше время, когда бумага все терпит особенно хорошо.

Итак, согласно концепции авторов альбома, история Украины началась за 4 тыс. лет до рождества Христова, то есть более 6 тыс. лет назад с трипольской земледельческой культуры. Не будем спорить. Заметим лишь, что даже современные итальянцы не спешат называть себя прямыми потомками Древнего Рима, которому всего-то 2 тыс. лет. А уж оснований для этого у них никак не меньше, чем у нас. Впрочем, желание быть древнее древнейших цивилизаций мира - Шумер и Египта, вполне безобидно. Чем бы дитя не тешилось... Рассмотрим более близкие времена, в которых мы, украинцы, также неизменно "впереди планеты всей".

По-европейски образованный читатель с удивлением узнает, что, оказывается, Наполеон, Фридрих Великий и Суворов являлись учениками запорожских казаков, создавших "самое передовое в Европе войско". У сечевиков эти великие полководцы переняли искусство тактики и стратегии! Ну, если даже Наполеон - ученик запорожцев, то непонятно, почему забыт, например, адмирал Нельсон? Разве он не перенял искусство флотоводства у лихих капитанов казацких "чаек"?

Дальше - больше: как выяснилось, "доброзичлевi" запорожцы ходили в дальние походы с целью "примирять драчливых соседей". То есть, они были кем-то вроде средневековых миротворцев ООН в голубых касках, простите, шароварах.

Есть, правда, на соседних страницах фотоальбома и несколько другое описание целей их походов. С гордостью цитируются слова летописца: "...воинственный древний казацкий народ страхом потрясал Восточную (Византийскую) империю, которая платила дань Киеву в 860-е годы". Налицо возможность выбора на любой читательский вкус: хотите - казаки-разбойники, хотите - казаки-пацифисты. Интересно, что среди фотографий музейных казацких реликвий зачем-то помещена... буденовская пулеметная тачанка. Излишне любознательный читатель, прочтя при помощи лупы надпись на экспонате, сможет узнать о ее красноармейском происхождение. Забегая вперед, отметим, что эта нелепая среди алебард тачанка - единственный след Красной Армии в альбоме по истории Украины.

Посрамлены оказались и французы с их Великой революцией: еще за 70 лет до нее Пилипп Орлик в 1710 году написал свою "первую в мире Конституцию". Французским энциклопедистам эпохи Просвещения, авторам концепции разделения властей, оставалось, по сути, только придумать само слово - "конституция". Остальное за них уже проделал украинский гетман. И так далее, и в том же духе.

Но основные открытия нас ждут, конечно же, в истории только что завершившегося бурного ХХ века. Февраль 1917 года авторы альбома мимоходом упомянули, а такую "мелочь" как Октябрьская революция - не сочли нужным. Единственными историческими персонажами тех лет были только деятели Украинской Народной Республики и Директории. Других не было! Читатель также узнает, что "в 1919 году состоялось объединение большей части украинских земель в единую державу - УНР". Выходит, что деникинские и врангелевские белогвардейские войска, войска Антанты, Польши и Румынии, анархисты Махно и Красная Армия контролировали в 1919 году огромные территории какой-то другой страны, но не Украины? Или Украина - это несколько губерний вокруг Киева?

Понимаю: можно с трепетом относиться к УНР или к петлюровщине и люто ненавидеть Советскую власть, это вопрос политических пристрастий. Но как можно, претендуя на объективность, ни разу не вспомнить об УССР в истории Украины ХХ века? Делать вид на всех 222 страницах альбома, что этого общепризнанного государства - одного из основателей ООН - вообще не существовало? Оказывается - можно. Символика советского времени в альбоме встречается единственный раз - показано как руховцы молотками разбивают настенный барельеф в виде серпа и молота.

Мнение авторов о главном итоге революций 1917 года выражено в словах: "...мир не осознал значения УНР и не поддержал ее как преграду перед новой большевистской ордой на пути к всемирному господству". Очень обидно, а ведь так старались воевавшие между собой "патриоты" от Скоропадского до Петлюри сделать из своей родины буферное государство... А их не оценили... Здесь находится ключ к пониманию главного замысла авторов книги - так оцените нас хоть теперь! К болезненному фрейдовскому комплексу "признания-непризнания" авторы возвращаются снова и снова по меньшей мере 5 раз!

В 1941 году "самостiйникам" вновь представился случай предложить свои услуги. Правда, сказано об этом эпизоде так, что неискушенный в истории читатель ничего не поймет: "Она (Украина) единственная в мире бросила вызов носителям "нового порядка" в Европе, провозгласив вопреки их воле 30 июня 1941 года возрождение "Української Самостійної держави". Речь идет о торжественном провозглашении оуновцами в только что оккупированном гитлеровцами Львове в доме "Просвiти" Акта о восстановлении Украинского Государства. Гестапо, как известно, свое дело знало очень хорошо, но до поры никаких репрессий против оуновцев не было. А зачем? Вот выдержка из того никем в мире не замеченного "исторического" Акта: "...Опираясь на полный суверенитет своей власти, украинское государство присоединяется к новому Европейскому порядку, вводимому великим фюрером германской армии и германского народа. Успехи славной германской армии, которая во главе со своим великим фюрером начала борьбу за новый порядок в Европе, создали нам условия для восстановления государства..."

Таким образом, утверждение авторов альбома, что оуновская Украина "единственная в мире бросила вызов "новому порядку" в Европе", - это не только шизофренический бред, но и прямое оскорбление памяти миллионов погибших борцов Сопротивления во всей оккупированной Европе ‑ от Югославии (где оуновцы прислуживали карателями у немцев) до Норвегии.

Да, вскоре после 30 июня 1941 года слишком много себе позволявший Бандера (он осмелился претендовать на сравнительно независимую роль) был арестован своими немецкими хозяевами. Об этом обожают вспоминать националисты. Но он не был уничтожен, как подлинные патриоты Украины, а оставлен в живых ‑ вдруг пригодится. И еще как пригодился, когда Восточный фронт Германии затрещал по всем швам!

Что касается ближайшего конкурента Бандеры по руководящей верхушке в ОУН Мельника, так тот сразу осудил "державотворческую" инициативу Бандеры. Он написал Гитлеру верноподданическое письмо, в котором лишь просил разрешения "оказать честь принять участие в крестовом походе против большевистского варварства".

В альбоме нет ни одной фотографии советских солдат-освободителей, украинских советских партизан, украинских советских полководцев, портретов украинцев - Героев Советского Союза, нет советских военных наград. Зато есть 5 снимков марширующих недобитых эсэсовцев "Галичины", "воякiв" УПА, масса портретов Бандеры, Мельника, Стецко, Шухевича новеньких, недавно поставленных им памятников, а также бессчетное число крестов с трезубами, которыми они сами себя награждали. Даже эсэсовцы дивизии "Галичина", избежавшие деревянных крестов после разгрома под Бродами, устроенного им в 1944 году украинским советским маршалом Москаленко, и те были отмечены железными, на манер немецких, наградными крестами "Броди - 1944". Теперь этот национальный позор перешел в категорию национальных "святынь".

Впрочем, в альбоме чудом затесалось фото одного советского ветерана войны. Я представляю, как бы он удивился, если бы прочел подпись под своим портретом! Улыбающийся ветеран сфотографирован на фоне Днепра с букетом сирени, по соседству - море тюльпанов. Каждому из нас понятно, что снимок сделан в святой день Победы 9 мая. Но в тексте сказано - что это отмечается праздник 50-летия окончания Второй миро­вой войны 2 сентября 1995 года! Зачем нужен этот, на первый взгляд, совершенно бессмысленный подлог? Ведь любой житель Украины знает, что сирень и тюльпаны в сентябре не цветут. Но книга-то, рассчитана на экспорт!

Для тех, кто еще не догадался в чем дело, объясняю: 2 сентября 1945 на палубе американского линкора "Миссури" была принята капитуляция Японии. От СССР капитуляцию принимал, кстати, украинец - генерал-лейтенант К.Деревянко (не путать с погибшим при освобождении Харькова рядовым Героем Советского Союза А.Деревянко). Для американцев день 2 сентября значит не меньше, а даже больше, чем день Победы над Германией - 8 (9) мая. Если при подписании капитуляции в Потсдаме была совершенно бесспорна определяющая роль СССР в европейской войне и второстепенная роль американцев, то на борту своего "Миссури" американцы были хозяевами положения. Там они в полной мере рассчитались с японцами за унижение Перл-Харбором, а перед СССР всячески подчеркивали свое только что обретенное превосходство, основанное на ядерной монополии. Это был их звездный час, и они его помнят.

Для советских людей значение победы на Японией психологически несоизмеримо со значением Победы над Германией. Почему - понятно. Хотя, на мой взгляд, фактическое игнорирование этой даты в календаре было ошибкой советского руководства. Все-таки это был и наш большой праздник: ведь именно мы разгромили основную сухопутную силу Японии - миллионную Квантунскую армию и вместе с союзниками достойно поставили точку во Второй мировой войне. Но факты таковы, что в отличие от США, в СССР никогда (в том числе в УССР) день 2 сентября всенародно не отмечался. Не отмечается он и ныне.

Авторам альбома очень захотелось "исправить" недосмотр советского агитпропа простейшим и привычным для них способом - выдать желаемое за действительное. В надежде, что североамериканские спонсоры из диаспоры, портреты которых приведены в альбоме, не станут разбираться в особенностях национальной ботаники своей исторической родины. Вдруг они оценят приверженность украинцев к главному американскому военному празднику 2 сентября?

Мой родной город упомянут в книге вскользь и как-то странно. После перечня давних столиц Руси-Украины (Древнего Киева, Данилова Галича, Чигирина, Батурина и Глухова) сказано: "В середине ХХ века столицей Украины был и Харьков". Рядом приложена фотография Госпрома, вот и все. Трудно понять, почему период с 1917 по 1934 годы, когда Харьков был столицей УССР, приходится на середину ХХ века. Я бы назвал его первой третью века. Но это - мелочь, важнее то, что в неявном виде авторы вынуждены были сквозь зубы признать факт существования УССР. Иначе - столица чего? Но для них это был предел исторической объективности.

Худо-бедно с историческим путем Украины к обретению независимости разобрались. События последних 10 лет нового исторического бытия страны представлены в альбоме отдельно по годам. Какие же свершения "освобожденной от пут российского империализма" страны оказались достойны внимания авторов многокрасочного издания? С этим, однако, большая "напряженка". На поверку большинство представленных в альбоме "достижений" никакого отношения к новейшей Украине после 1991 года не имеют, а о некоторых лучше бы вообще не упоминали.

Так, под фотографией Одесского порта 1992 года написано, что "Украина - великая морская держава". Сказано на тот момент верно, поскольку к 1992 году крупнейшую в мире судоходную компанию - Одесское пароходство, еще не успели окончательно разворовать. Была великой, да вся вышла.

Там же помещена фотография стратегического бомбардировщика "Ту-160" со свеженарисованным на киле трезубом. Это к теме украинских вооруженных сил. Где эти грозные машины теперь? Часть порезана на металлолом американскими гидравлическими ножницами, специально подаренными Украине. А часть отдана за газовые долги России. Поторопились замалевать славные красные звезды - они вернулись на свое законное место.

Приведены в альбоме фотографии уникального радиотелескопа под Харьковом, мощнейших в мире транспортных самолетов "Руслана" и "Мрии", других действительно выдающихся достижений украинских конструкторов, инженеров и рабочих. Только все они не имеют никакого отношения к последним 10 годам "самостiйностi", а если и имеют, то не "благодаря", а "вопреки".

Зато Всемирные съезды украинцев 1992, 1997, 2001 годов, профинансированные по статье госбюджета "борьба с последствиями стихийных бедствий и техногенных катастроф", включены в перечень крупнейших достижений последних 10 лет совершенно заслуженно.

Нет более набожного народа чем украинцы - по крайней мере, такой вывод напрашивается из того факта, что 52 страницы из 222 посвящены прямо или косвенно религиозной тематике. Почти как на каждой долларовой бумажке: "В Бога мы веруем!", чтоб никто не усомнился. Без лишней скромности авторы альбома уверены, что и Бог отвечает им взаимностью:

"Никому не дано знать тайн Божественного замысла нашей жизни, но, подобно тому, как скрижали Его десяти заповедей определяют и руководят развитием человечества, так нам дано знать, что один из краеугольных камней, на которых издавна развивается земная цивилизация, называется ‑ Бытие Украинского народа" - такими словами заканчивается альбом "Украина".

Учитывая, что "краеугольных камней" в основании любой постройки очень мало, считанные штуки, а количество этносов земной цивилизации оценивается порядка двух тысяч, то вышесказанное следует понимать как расистскую декларацию "богоизбранности" украинского народа со всеми вытекающими из этого морально-правовыми последствиями. Действительно, больше добавить нечего. Аминь!

Александр Смирнов